АДАПТАЦИОННАЯ ГРУППА
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность создания адаптационной группы в учреждении дошкольного образования продиктована тем, что возросла потребность со стороны родителей в ранней социализации детей, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям учреждения дошкольного образования. С самых ранних дней жизни ребёнок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир. Именно в учреждении дошкольного образования маленький человечек, попадая в коллектив своих сверстников, вступает с ними в жизненные взаимодействия и приспосабливается к изменяющимся новым внешним условиям. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Реализация создания адаптационной группы даёт возможность снизить проблемы привыкания ребёнка к учреждению дошкольного образования.
Основной целью адаптационной группы является ранняя социализация детей и осуществление преемственности в воспитании детей между семьёй и учреждением дошкольного образования, т.е. установление сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- обеспечить эмоциональное благополучие малышей с учетом их индивидуальных способностей;
- способствовать формированию у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;
- способствовать развитию познавательной сферы, расширять кругозор;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- устанавливать взаимодействие с родителями воспитанников с целью развития у них педагогической компетентности (консультировать в случае необходимости)
Приоритетными направлениями в работе с детьми в адаптационной группе является социализация детей в обществе сверстников, формирование навыков общения. Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков самостоятельности в различных видах деятельности с учетом интересов и возможностей детей данного возраста, их потребностей и запросов родителей. Очень важно укреплять личностные контакты с каждым приходящим ребенком. Особая роль принадлежит индивидуальному подбору игр для детей.Необходимо установить преемственность в работе педагогов группы (передавать коллегам сведения о состоянии здоровья и поведения детей, о проделанной работе и т. д.).
Педагог – психолог проводит с детьми адаптационные игры, основная задача которых – формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу. Надо учитывать, что дети раннего возраста не умеют играть вместе, и ещё долго будут этому учиться. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т.п.
Учитель – дефектолог проводит с детьми сюжетно – игровые комплексы, направленные на сенсомоторное воспитание и развитие.
Структура сюжетно – игрового комплекса:
- знакомство с сюжетной игрушкой;
- игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: мышления, внимания, формирования сенсомоторных представлений;
- пальчиковые игры, направленные на вовлечение детей в деятельность, развитие мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук;
- игры и упражнения, позволяющие закрепить полученные навыки.
Музыкальный руководитель проводит с детьми музыкально – дидактические игры, целью которых является привитие интереса к музыке и развитие музыкального восприятия. Постепенно малыши приобретают простейшие навыки пения и движения под музыку.
Руководитель физического воспитания проводит подвижные игры и игровые упражнения, направленные на формирование двигательной активности и координации движений.
Воспитатель дошкольного образования содействует накоплению практических действий, включает ребенка в различные виды продуктивной деятельности.