Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году
Об утверждении специфичесских санитарно-эпидемиологических требований 2019 год
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317
Организация питания детей в учреждении дошкольного оброзования и семье.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действия других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Одной из главных задач детского сада – обеспечить конституционное право каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно сохранить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.
Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:
- наличие в пище всех необходимых ингредиентов;
- правильная технология приготовления пищи и рациональный режим питания;
- здоровый пищеварительный тракт, наличие в нем всех ферментов для правильной переработки пищевых веществ.
Режим питания – одно из основных условий, обеспечивающих рациональное питание.
Культура здоровья детей включает в себя не только знание об основных режимных моментах, необходимости чередования физических нагрузок и отдыха, но и знание элементарных правил здорового питания и культурно-гигиенических навыков детей.
Правильно организованный режим питания включает:
- соблюдение времени приема пищи и интервалом между ними;
- рациональную в физиологическом отношении кратность приемов пищи;
- правильное распределение калорийности по отдельным приемам пищи на протяжении дня.
Здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах здорового питания в семье. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия детского сада и семьи, усиление ее воспитательного потенциала в вопросах рационального питания. Особое внимание при организации питания в дошкольном учреждении и семье следует уделять разнообразию и витаминизации блюд. Применение нетрадиционных подходов к взаимодействию с родителями по вопросам питания, позволяющих дать установки на правильную организацию питания в домашних условиях, способствует повышению грамотности родителей и укреплению здоровья их детей.
Дети, привыкшие жить по режиму в детском саду, охотно выполняют его и дома. Но как показывает практика, режим дня в большинстве семей не выполняется. Это большое упущение родителей, поскольку такое положение опасно не только для здоровья ребенка, но и для воспитания. Пренебрежительное отношение родителей к режиму может привести к негативным последствиям. Родители должны соблюдать ряд правил. Основными из них являются:
- Родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и по длительности интервалов между ними.
- Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи.
- Важно, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.
- Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день.
- Важно соблюдение суточной нормы употребления молока, мяса, широкое использование овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.
- Сладости можно давать в небольшом количестве после основного приема пищи.
О сервировке стола и подаче блюд.
Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РБ 25.04.2000. Раздел 4 «Выдача готовой пищи».
Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.
Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.
Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде. Любой прием пищи начинать с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.
Первое и второе блюдо каждому ребенку необходимо раздавать персонально. Желательно использовать сервировочные тележки, на которых должна быть подготовлена столовая посуда и первое блюдо. Смену блюд необходимо производить после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.
Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.