Жизнь без конфликтов
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Адаптация детей к детскому саду
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"?
С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду! Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось.
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня.
- Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте.
- Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
- Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку (фотоальбом с фотографиями близких ребенку людей). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы.
- Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.
- Спокойное утро. Главное правило: спокойна мама — спокоен малыш! Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
- Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
- Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
- К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
- Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. Будьте готовы, наберитесь терпения, уважаемые родители, и адаптация вашего ребенка пройдет безболезненно как для него, так и для вас!
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»
6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Психологическая готовность к школе и её составляющие компоненты.
Школа – это один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого – каторгой. Кто-то обзавелся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя изгоем. От чего же зависит «школьная успешность?»
На вопрос «когда же отдавать ребенка в школу?» есть однозначный ответ – тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его успешность в ней.
Что же такое готовность к школе?
Готовность к школе – это не показатель развитости ребенка, это в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости.
Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе.
Как говорил великий ученый, психолог А.Л. Венгер:
«Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Так вот, готовность к обучению, с точки зрения И. Шванцара, Л.И. Божович, А.И. Запорожца – понятие комплексное, традиционно разделяемое на 5 блоков:
1. Физиологическая готовность
2. Интеллектуальная готовность
3. Мотивационная готовность
4. Эмоционально-волевая готовность
5. Социально-коммуникативная готовность.
Эти компоненты нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность.
Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:
- уровень физического развития;
- уровень биологического развития;
- состояние здоровья.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.
На сегодняшний день современными психологами А.Л. Венгер, С.П. Проскура практически общепризнанно, что психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых развивается организм.
Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в школе.
В связи с этим ученые Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Л.И. Божович
в структуре психологической готовности выделяют следующие составляющие:
1. Мотивационная готовность
2. Интеллектуальная готовность
3. Эмоционально-волевая готовность
4. Социально-коммуникативная готовность
Назовем эти компоненты так: «Ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент). «Ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный, коммуникативный уровень развития).
Давайте представим психологическую готовность к школе в виде дерева.
Сейчас у порога школы главное не умение ребенка считать, писать и читать, а его желание учиться, занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Это и есть мотивационная готовность – основа (корень) успешности будущего ученика.
Критерии мотивационной готовности:
- выраженность познавательных интересов;
- стремление освоить роль школьника;
- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.
Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради, новая форма), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Ему должно быть интересно, узнавать новое. Но учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий. Поэтому у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные для него, а порой даже скучные и утомительные задания. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.
Важно рассказать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил, и уж тем более не угрожайте: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!»
Чтобы дерево начало расти - ученик был успешен в учебе – ему нуженмощный ствол, т.е. эмоционально-волевая готовность.
Критерии эмоционально-волевой готовности:
- умение управлять своим поведением;
- эмоциональная устойчивость;
- произвольная регуляция внимания;
- умение задерживать свои импульсы.
К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Волевая готовность говорит об умении ребят внимательно слушать и слышать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в учебной форме, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Произвольность поведения – это учение ребенка управлять своим поведением, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу, умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованиям «надо», а не «хочу».
На развитие произвольности поведения ребенка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре, а особенно подвижным играм с правилами. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности фигуры, числа, предметы под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.
Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, т.к. оно требует от школьника умения соблюдать правила и выполнять предъявляемые школой требования.
Ветки дерева – интеллектуальная готовность к школе – основа для успешного овладения учеником школьной программой.
Критерии интеллектуальной готовности:
- хорошая ориентировка в пространстве и времени;
- дифференцированность восприятия как основа мышления;
- развито воображение;
- развито наглядно-образное мышление, речь, память, тонкая моторика рук;
- интеллектуальная активность;
- предпосылки абстрактно-логического мышления
Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков (навыки счета, письма) который тем или иным способом вложили в ребенка.
Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, мыслительными процессами – обобщением, сравнением, классификацией, анализом, смысловым запоминанием, произвольным вниманием, способностью к длительному (15-20 минут) сосредоточению.
Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание, нанизывание бусинок, лепка, конструирование.
В быту эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.
Немало важным аспектом также является и развитие речи. Прежде чем учить ребенка читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
И, наконец, крона дерева – социально-коммуникативная готовность.
Критерии социально-коммуникативной готовности:
- желание общаться со взрослыми и детьми;
- умение установить контакт с учителем, со сверстниками;
- умение войти в детский коллектив и найти своё место в нём;
- умение выполнять совместную работу;
-умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться со сверстниками, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Часто родители жалуются, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.
Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Необходимо проигрывать различные ситуации, где ребенок научится вести диалог, разговаривать с взрослыми и сверстниками.
Родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчения.
И теперь, глядя на это дерево, и зная какие компоненты необходимо формировать у вашего ребенка, внимательно присмотритесь к нему: есть ли у него эти качества? Если да, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.
В последние месяцы перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребенок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:
- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, счета, письма;
- физическая ловкость;
- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
- организованность, аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.
Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит то, как он ее перешагнет.
Чтобы ребенок стал успешным в учебе мы хотим дать несколько советов:
- Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму…»).
- Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.
- Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи.
- Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он – ученик, вы – учитель и наоборот).
- Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).
- Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе. Пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.
- Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.
Удачи и успехов, дорогие родители!
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.
Эмоциональная жизнь детей связана с господством чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявление эмоций очень бурное. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так же быстро угасает и забывается.
На протяжении всего дошкольного детства чувства приобретают большую глубину и устойчивость; они чаще направляются на выражение заботы о других, на формирование дружбы, любви. Главное направление в развитии эмоциональной сферы — увеличение интеллектуальности эмоций, связанное с общим умственным прогрессом ребенка.
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.
Чувства воспитанника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности воспитанников. Если на предыдущих этапах основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Постепенно воспитанником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.
В дошкольном возрасте формируются начатки рефлексии — способности представлять себя глазами других, поэтому особенно старшие воспитанники стараются контролировать внешние проявления своих чувств, присматриваться к другим людям.
Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.
Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких.
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты:
- Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.
- Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
- Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
- С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».
- Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника- проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения;
- Темперамент ребенка — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
- Привлекайте ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности.
Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.
Что таит в себе коробка с карандашами?
Вашему малышу очень нравится рисовать? Прекрасно! Не упустите этот шанс заглянуть во внутренний мир своего ребенка.
Рассмотреть, что рисуют дети можно по-разному:
- что изображено,
- как нарисовано,
- чем раскрашено.
Для начала давайте обратим внимание на палитру красок.
Какие цвета в первую очередь приятны для вас? Не спешите сразу отвечать на этот вопрос, попробуйте забыть о "модных новинках этого года" и не думать, какой цвет интрьера у вас дома. Расположитесь в вашем любимом кресле так, чтобы вам было комфортно и вас ничего не тревожило, закройте глаза. Подумайте, какой цвет вызывает у вас больше всего позитивных эмоций, а какой, наоборот, неприятен для вас или просто не нравится.
Вы можете быть удивлены результатами такого эксперимента. Ведь цвет, который до сих пор был вашим любимым, может вытеснить другой, совершенно неожиданный оттенок. И в этом нет ничего странного, так как вы переосмыслили свои устоявшиеся предпочтения.
Дети, в отличие от взрослых, не пытаются спрятать поглубже свой внутренний мир, и всё это как нельзя лучше выражается на бумаге. Предложите малышу изобразить на рисунке двух человек: одного доброго и привлекательного, а другого злого и некрасивого. На нарисованном цветными карандашами рисунке можно с легкостью определить, кто из них злой, а кто добрый. Однако в обесцвеченном варианте, лишенном ярких красок, отличия между ними практически не будет.
Давайте рассмотрим цвета, которые чаще всего выбирает ребенок:
Желтый – положительный настрой, оптимизм и удовольствие. Комфорт и хорошее настроение, способность осуществлять мечты и достигать желаемого.
Зеленый – этот цвет говорит нам о том, что малыш стремится стать независимым и получить признание. Ребенок обладает довольно решительным характером.
Красный – стремление к активным действиям, борьбе и доминированию. Это яркий цвет, выражающий сильную энергию и жизненную силу.
Синий – мир и согласие. Возможно, ребенку не хватает постоянства, тишины и гармонии с собой.
Фиолетовый - здесь присутствуют оттенки синего и красного цветов, которые в совокупности говорят об эмоциональной незрелости ребенка. В таком состоянии возможно осуществление любых желаний. Внутренний мир полон нежности и романтики, и это, безусловно, очаровывает всех вокруг.
Коричневый –потребность в физическом покое и отдыхе от окружающийся суматохи. Ребенок ощущает дискомфорт, и даже возможно болеет. Помогите малышу расслабиться и восстановить жизненные силы.
Серый – апатия, неохота что-либо делать, общая усталость, желание ощутить себя в безопасности.
Черный – отрицательная энергия. Этот цвет выражет недовольство окружающим миром и неспособность повлиять на разные ситуации.
Если вы хотите понять, что ребенок чувствует и как он к вам относится, попросите его нарисовать вашу семью. Зная данные характеристики цветов вы сможете легко понять сложившуюся ситуацию, и, если нужно, её исправить.
Но не забывайте, что психика ребенка очень чувствительна ко всему происходящему в данный момент. Если он устал после долгой прогулки, хочет спать или есть, или просто только что повздорил с братом – его рисунки вряд ли получатся яркими и жизнерадостными.
Теперь вы знаете, как цвет выражает внутреннее состояние ребенка. Более того, используя разные цветовые гаммы, вы можете повлиять на эмоциональное состояние малыша. Теплые оттенки желтого, зеленого и красного помогут ребенку ощутить себя в безопасности, тепле и комфорте, стать более радостным и весёлым. Боязнь темноты, как ни странно, тоже связана с психологией восприятия цвета. Под покровом ночи все краски тускнеют и становятся оттенками серого и черного, а эти цвета вызывают негативные эмоции. И страшит детей не темнота, а именно отсутствие привычных ярких красок!
Рисунки маленьких деток несут в себе очень много важной информации, мы же рассмотрели лишь их цветовую палитру. В следующих статьях мы расскажем, о чем еще может поведать детский рисунок.
Если ребёнок закатывает истерики
Дети в возрасте от полутора до четырёх лет часто закатывают настоящие истерики. Они швыряют вещи, бросаются на пол, визжат, размахивают руками и ногами, а иногда даже задыхаются. Подобные приступы протекают с различной длительностью и интенсивностью. В такие дни малыши моментально выходят из себя, но потом не менее быстро успокаиваются. Другие способны давать часами такие «концерты», и порой кажется, что привести их в чувство просто невозможно.
Истерики могут возникать по разным причинам. Очень часто это происходит тогда, когда кто-то отказывается выполнить желание ребёнка или заставляет малыша делать что-то, что ему не нравится. Нередко причиной срыва оказывается усталость, нервное перевозбуждение или чувство голода. Но некоторые дети устраивают истерики просто из подражания сверстникам или для того, чтобы заставить взрослых поступить так, как удобно им. Временами и сами родители своими противоречивыми требованиями невольно провоцируют неадекватное поведение у малышей. Как правило, истерики чаще наблюдаются у энергичных, самостоятельных, настойчивых детей, чем у тех, кто по природе тих, мягок и покладист.
Непродолжительные капризы приносят детям больше пользы, чем вреда. Они позволяют малышам избавиться от нервного напряжения, снять стресс, дать выход отрицательным эмоциям. Но слишком сильные и длительные приступы необходимо контролировать.
Частые истерики негативно влияют на формирующийся характер ребёнка - он становится излишне агрессивным, эгоистичным, нетерпимым к людям.
Что делать?
- Как только вы столкнулись с истерической бурей впервые, дайте понять ребёнку полным безразличием к ней, что это ни в коем случае не способ добиться вашего согласия. Истеричному ребёнку, как правило, нужна аудитория. Поэтому для начала лишите его зрителей. В одиночку он успокоится быстрее.
- Ни в коем случае не давайте никакой оценки малышу в связи с недавней истерикой, не обсуждайте его поведение, показывая, что оно вам не безразлично. Сделайте вид, что ничего не произошло. Ребёнок не должен осознать (и это важно!), что его поведение вывело вас из себя.
- Научитесь предугадывать моменты, когда у малыша может начаться приступ гнева, не так уж и трудно. Дело в том, что чаще всего дети закатывают истерики, когда испытывают чувство усталости, голода, эмоционального перенапряжения. Поэтому очень важно по возможности избегать подобных ситуаций. Например, если вы знаете, что ваш ребёнок часто устраивает истерики в общественных местах, не берите малыша с собой в магазин, когда он устал или проголодался. Если, отправившись с ребёнком в гости, вы заметили, что он начал нервничать, постарайтесь уйти пораньше.
- Если приступ раздражения уже начался, имеет смысл вмешаться как можно раньше, в противном случае он перерастёт в настоящую истерику. В таких случаях бывают эффективными отвлекающие манёвры. Предложите ребёнку сходить на прогулку, дайте ему какую-нибудь игрушку. Лучше всего, если это будет барабан, бубен или любой другой ударный инструмент, который позволит малышу дать выход отрицательным эмоциям без вреда для себя и окружающих. Хороший способ избавиться от негативных переживаний - рисование.
Маленькие дети намного активнее реагируют на положительные просьбы, чем на отрицательные. Поэтому большое значение имеет правильный выбор формулировки. Если вы потребуете от ребёнка, чтобы он перестал кричать, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.
Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение своим переживаниям. Если малыш осознаёт, что именно он испытывает в данный момент (гнев, ярость, раздражение, разочарование и т.д.), вам будет гораздо легче его успокоить.
Памятка "Что должен знать, уметь ребёнок при поступлении в школу?"
Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы поступить в 1 класс и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут, как ребенок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе.
1. Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Сколько тебе лет?
4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
5. Кем работает мама? Кем работает папа?
6. У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
7. У тебя есть друзья? Как их зовут?
8. Сколько дней в неделе?
9. Назови дни недели.
10. Какой сейчас день недели?
11. Какое сейчас время года?
12. Сколько времен года? Назови их.
13. Чем отличается зима от лета?
14. Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
15. Какой сейчас месяц?
Хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы: «Когда птицы улетают на юг?», «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
1. Каких домашних животных ты знаешь?
2. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
3. Ты хочешь учиться в школе?
4. Зачем надо учиться?
5. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
6. Какие профессии ты знаешь?
7. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
Перечень умений и навыков ребенка
поступающего в школу в 1 класс
1. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
2. Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
3. Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.
4. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
5. Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет.
6. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
7. Находить сходства и различия между предметами.
8. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
9. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
10. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
11. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
12. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
13. Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше - обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы - теленок, а у лошади - ?»
14. Знать 10-12 основных цветов.
15. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
16. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
17. Уметь общаться со сверстниками.
18. Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
19. Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель).
20. Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
Рекомендации родителям будущих первоклассников
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.