Собираемся в учреждение дошкольного образования!
Там - где раздаётся смех,
Там - где множество потех,
Там - где хором поют песни,
С друзьями вместе, интересней...
Перед школой, всех ребят,
Отправляют в... ДЕТСКИЙ САД.
«Я собираюсь отдать ребенка в учреждение, но не знаю, что для этого нужно? Как помочь малышу быстро привыкнуть к учреждению?» С этим вопросом сталкивается большинство родителей.
Отдавая ребенка в учреждение, родители беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в учреждении один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться и следовательно ему нужна помощь взрослых: родителей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Давайте знакомиться!
Еще до поступления в учреждение родителям желательно посетить учреждение и познакомиться с заведующим, с педагогами той группы, которую будет посещать малыш.
Не отдавайте ребенка в учреждение только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился «непрошеный» гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в учреждение, сделайте это заранее, до появления малыша.
Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад?
1.Готовьте ребенка к общению с другими детьми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях (особенно если у вас единственный ребенок – у него только опыт общения со взрослыми!). Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
2.Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе.
3.Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые друзья, много игрушек, там учат песенки и поют и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Не в коем случае не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
4.Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите учреждение, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
5.Учите ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
6.Готовте Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Скажите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
7.Повысьте роль закаливающих мероприятий.
8.Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с учреждением.
Первый день.
Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:
1.Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в учреждение.
2.Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
3.Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
4.Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
5.В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребенка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
6.Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
Первая неделя
Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.
Действительно, адаптация к учреждению - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.
Как помочь ребенку на этом этапе?
1.Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
2.Запаситесь терпением, не реагируйте на дерзкие выходки и не наказывайте за капризы.
3.Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру "Дорога от дома к учреждению" - карта с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом" "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад". По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в учреждение" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.
4.Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в учреждении!
5.Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в учреждение его отец.
6.Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении сада - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к учреждению, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
И каким бы ни было хорошим учреждение, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.